7. Отметьте номер слова, где пишутся НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ:
1) иску_ный мастер
2) ма_штаб
3) ужас_ный
4) вла_ствовать
8. Отметьте номер предложения, где слова пишутся СЛИТНО:
1) В то_же мгновенье за кустами мелькнула чья_то тень.
2) Что_бы ни увидел я теперь, ничто б меня не удивило.
3) Надо жить так, что_бы тебя помнили.
4) Отец наказал сына за_то, что тот сказал неправду.
Ответ:
2) маСштаб ( не проверяется)
3) Надо жить так, чтобы ( для того чтобы) тебя помнили.
Объяснение:
они решили пойти к одному мудрецу.
тогда мудрец ответил:Хорошо.Я вам помогу
-А как ты нам поможешь?
Мудрец ответил:Я вам дам слова которые помогут вам указывать на предметы
-Я их называю местоимения.Вы можете вместо исен использовать местоимения Я Ты Он Она
Люди начали использовать местоимения.Им это понравилось и они обрадовались и начали веселиться.
Чары злой ведьмы рассеялись.Злая ведьма очень рассердилась и выбросила свой посох на пол.Посох разбился и ведьма исчезла.
Основной смысл :Что человек добьется успеха если будет трудиться и работать.Если он будет лениться и завидовать то он ничего не добьется
Объяснение:
Этикет — слово французского происхождения, которое означает манеру поведения. Под этим словом понимают некоторые правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Элементарные правила поведения существовали с незапамятных времен. А само понятие «этикет» возникло относительно недавно — в конце XVII века. Его ввели в обиход при дворе французского короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения.
Для того, чтобы построить что-то, будь то дом или человеческие отношения, необходим прочный фундамент. Так же и этикет, которому подчиняется человек, должен иметь опору в нем самом. У этикета эта опора, фундамент имеет три слоя.
Первый — нравственный. Это уважение, доверие к людям, доброта, отзывчивость, милосердие. Без этой основы трудно строить отношения с людьми даже профессору по этикету.
Второй слой фундамента этикета — эстетический, то есть вкус, чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и в сервировке стола, словом, во всем, с чем в человек «выходит» в общество.
Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира. Конечно, каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее истории, национальных традиций и обычаев. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа — уважительное отношение к старшим по возрасту и к женщине. И так далее.
Правила этикета со временем могут меняться, упрощаться, ведь этикет — не раз и навсегда установленная догма. В настоящем издании мы по порядку изложим принятые в современном мире правила поведения.
Слово «ИСКУСНЫЙ» как пишется? Проверочное слово
Слово «искусный» пишется без буквы «т» в корне. Проверочное слово — краткая форма прилагательного мужского рода «мастер искусен».
Непроизносимые согласные
При произношении многих слов не слышатся некоторые согласные, из-за чего их так и называют — «непроизносимые». Обычно такие согласные имеются в стечении согласных:
Правописание слова «искусный»
Это прилагательное, имеющее значения «обладающий мастерством», а также «превосходно выполненный, сделанный мастерски́», применяют как определение, например, в словосочетаниях:
При написании этой лексемы по аналогии с уже приведенными словами, имеющими труднопроизносимое скопление согласных стн, может возникнуть сомнение:
как правильно пишется «иску сн ый» или «иску стн ый»?
Проверочное слово к слову «искусный»
Чтобы не написать ошибочно интересующее нас слово, поищем проверочное слово, в котором непроизносимый согласный произносится четко. Это происходит тогда, если после согласного, нуждающегося в проверке, появится в проверочном слове гласный, который усилит его фонетическую позицию, например:
Как видим, непроизносимый согласный можно выявить с помощью проверочного слова двумя способами:
2. изменить форму слова
Подберем родственные слова:
Этот прием не сработал. Все так же неясно, есть ли непроизносимый согласный «т» в корне слова:
искусн ый — корень/окончание.
Изменим полную форму качественного прилагательного:
иску сн ый мастер — мастер искус е н.
Появившийся беглый гласный в корне слова между согласными «сн» четко высветил, что в этой морфеме нет непроизносимого согласного.
Еще раз убедимся в этом:
Вывод
Отличаем написание анализируемого прилагательного с одной буквой «с» в корне от написания похожего слова «искусство».
Непроизносимые согласные
Глухие и звонки согласные, непроизносимые согласные
В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный.Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.:честный (честен, честь), страстный (страстен, страсть), радостный (радостен, радость), совместный (вместе), крёстный, крестник (крест, крестить), окрестный (окрест),костный (кость), пакостник (пакость, пакостить), хлестнуть (хлестать), хрустнуть (хрустеть), несчастный и счастливый (счастье), завистливый (зависть), стлать (стелю),поздний (опоздать), праздный (празден), наездник (ездить), сердце, сердцевина, сердчишко (сердец, сердечный), крестцовый (крестец), истца (истец), под уздцы (уздечка), гигантский (гигант), голландский и голландцы (Голландия, голландец), агентство (агент), марксистский (марксист, см. a.1.3.3.1); солнце (солнечный), здравствовать, здравствуй (здравый, здравие), явствовать (явный).
Ср. слова, не имеющие непроизносимых согласных, напр.: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен), искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать(участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган).
Учебник «Грамоты»: орфография
Непроизносимые согласные
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание непроизносимых согласных
Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).
Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.
Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.
Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.
ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ
1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).
2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.
3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).
ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).
2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.
3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).
1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно че с_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)
2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча _с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)
3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас се р_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)
4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужа с_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
5. Он хотел только того, что получали его свер с_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически рове с_н ик века – в Аргентине.
7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым пра з_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихва с_н уть силой. Разгружают рожь — отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое — под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)
9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекра с_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали — его арестовали тут же, ночь он провел в ихней аре с_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)
11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около кра с_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
12. У бога есть длинная ле с_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
13. Усталое со _н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За зве з_н ый кров над головой. (Г. Иванов)
15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напра с_н ый, И в этой глупости несча с_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)
16. Но вот почу _с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра _с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня по с_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». ( А. Чудаков)
19. Увы, закон земной свершая, В безве с_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)
20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекра с_н ый климат. (А. Чудаков)
21. Соглядатай пра з_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)
22. Четыре деревни одна за другой однообра з_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)
23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжало с_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)
24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекра с_н ая. (А. и Б. Стругацкие)
26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, ко с_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)
27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает ко с_н ый материал. (Ю. Домбровский)
28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль бле с_н уть… ( М. Ю. Лермонтов)
29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на па с_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)
Тесты на вступительных экзаменах в вузы
Образец теста Высшей школы экономики
Тест состоит из 50 заданий и рассчитан на 60 минут. Выберите из предложенных ответов единственный и отметьте соответствующую ему цифру в бланке тестирования на пересечении номера вопроса и номера ответа. Жирным шрифтом выделен правильный ответ.
ЧАСТЬ I
Орфография (задания 1–30)
1. Отметьте слова, в которых пишется Е
1) пр_успевать
2) пр_делать ножку стола
3) пр_бывать в хорошем настроении
4) пр_бывать к месту назначения
5) пр_мудрый царь
2. Отметьте слова, в которых пишется И
1) посп_вать
2) одар_вать
3) ослаб_вать
4) обессил_вать (кого-либо)
5) намер_ваться
3. Отметьте слова, в которых пишется О
1) к_мпания «Пепси-кола»
2) заб_стовка
3) счетная п_лата
4) декл_рация
5) к_мпания в защиту прав человека
4. Отметьте слова, в которых пишется Ы
1) транспортир_вать
2) рассчит_вать
3) стимулир_вать
4) выигр_вать
5) переоборуд_вать
1. (1,3,5) 2. (2,4,5) 3. (3,5) 4. (1,3) 5. (2,4)
5. Отметьте слова, в которых пишется И
1) мне неч_го сказать
2) н_чего не слышал
3) н_чем дышать
4) н_кого встречать
5) н_кого не встретить
6. Отметьте номера слов, в которых пишется И
1) круж_во
2) мес_во
3) топл_во
4) вар_во
5) жар_во
7. Отметьте слова, в которых пишется И
1) подтач_вать
2) одол_вать
3) разв_вать (о стране)
4) продл_вать
5) покач_вать
8. Отметьте слова, в которых пишется буква Е
1) услыш_нный
2) застрел_нный
3) запа_нный
4) засе_нный
5) стрел_нный
9. Отметьте слова, в которых пишется Ы
1) ц_кличность
2) на ц_почках
3) мистиц_зм
4) у границ_
5) инфляц_я
10. Отметьте слова, в которых пишется буква Е
1) бл_стать знаниями
2) ст_реть данные в компьютере
3) соб_рать сведения
4) запом_нать правила
5) размен_ивать банкноты
11. Отметьте слова, в которых пишутся звонкие согласные
1) бе_цензурный
2) во_создать
3) _держивать
4) бе_наказанный
5) в_дрогнуть
12. Отметьте слова, в которых пишутся непроизносимые согласные
1) гиган_ский
2) многомес_ный
3) сума_шедший
4) високос_ный
5) победонос_ный
13. Отметьте номера слов, в которых пишется НН
1) избран_ик
2) унифицирован_ый
3) ядрен_ый
4) хитросплетен_ый
5) кусты пострижен_ы
14. Отметьте слова, в которых пишутся непроизносимые согласные
1) лес_ница
2) тягос_ный
3) захолус_ный
4) искус_ный
5) уча_ствовать
15. Отметьте слова, в которых пишутся звонкие согласные
1) бе_цветный
2) _гибать
3) бе_законный
4) в_будоражить
5) в_помнить
16. Отметьте слова, в которых пишутся непроизносимые согласные
1) ус_ный ответ
2) безучас_ный
3) кос_ные взгляды
4) поверхнос_ный
5) я_ства
1. (1,2,3,4) 2. (1,2,5) 3. (1,4) 4. (2,4,5) 5. (1,2,4)
17. Отметьте слова, в которых пишутся звонкие согласные
1) _держивать
2) бе_содержательный
3) _дешний
4) в_копанный
5) во_вышенный
18. Отметьте номера слов, в которых пишется НН
1) племян_ик
2) целеустремлен_ый
3) нирван_а
4) малоезжен_ая дорога
5) захламлен_ый
19. Отметьте номера слов, в которых пишется НН
1) путан_ик
2) просрочен_ый счет
3) таможен_ая декларация
4) немудрен_о
5) куплен_ый
1. (1,2,3,5) 2. (1,3) 3. (1,2,4) 4. (2,3) 5. (2,3,5)
20. Отметьте слова, в которых пишутся непроизносимые согласные
1) преце_дент
2) доблес_ный
3) жизнерадос_ный
4) шес_надцать
5) вредонос_ный
21. Отметьте слова, которые пишутся через дефис
1) пол_метра
2) пол_озера
3) пол_миллиона
4) пол_лица
5) полу_ботинки
22. Отметьте слова, в которых пишется НИ
1) мы ушли н_ с чем
2) жаловаться мне н_ на что
3) с кем он только н_ встречался!
4) куда мы только н_звонили – все безрезультатно
5) что только н_ лезло ему в голову!
23. Отметьте слова, в которых пишется Ь
1) интер_ер
2) утеш_ся
3) наотмаш_
4) смерч_
5) шесть тысяч_
24. Отметьте слова, которые пишутся через дефис
1) юго_запад
2) сорви_голова
3) борт_инженер
4) денежно_вещевая лотерея
5) сельско_хозяйственный
25. Отметьте слова, в которых пишется Ъ
1) с_узить
2) меж_языковой
3) об_езженный
4) сверх_естественный
5) двух_этажный
26. Отметьте слова, которые пишутся слитно
1) шест не_достает до дна
2) читать не_громко, но выразительно
3) не_кошенный косцами луг
4) не_слушая оппонентов
5) никем не_победимая армия
27. Отметьте слова, в которых пишется Ь
1) с_язвить
2) комп_ютер
3) хорош_
4) плачеш_
5) мелоч_
28. Отметьте словосочетания, в которых НЕ пишется слитно
1) вовсе не_оригинальный рассказ
2) не_видя ничего от слез
3) крайне не_воспитанный человек
4) никем не_тронутый кусок хлеба
5) не_довыполнить план
1. (1,3,4) 2. (3,4,5) 3. (2,5) 4. (1,3) 5. (3,5)
29. Отметьте слова, которые пишутся слитно
1) ему предложили пойти домой, от_чего он отказался
2) он при_том еще и глуп
3) приют наш мал, за_то спокоен
4) при_чем тут он со своими претензиями?
5) от_того, что он скажет, зависит многое
30. Отметьте слова, которые пишутся через дефис
1) кто_же мне звонил?
2) как_бы получше объяснить?
3) к вам кое_кто приходил
4) наверное, что_то случилось
5) добился_таки своего
ЧАСТЬ II
(задания 31–45)
31. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.
1) На сегодняшний день самыми надежными являются вложения денег в государственные ценные бумаги: и в казначейские облигации, и в облигации государственного займа_ и т.п.
2) Приказ о продлении сессии подписан ректором института_ профессором И.И. Ивановым.
3) Масштабные_рентные поступления возможны от аренды городских территорий, лесных и сельскохозяйственных угодий.
4) Алмаз – родственник графита, черного_ мягкого.
5) Что представляет собой метод «затраты – выпуск» В.Леонтьева_ и каковы его преимущества?
32. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
1) При рассмотрении вопроса о банковской системе нельзя не задуматься над тем_ крупными или мелкими являются российские банки.
2) Когда А.С. Пушкин работал над первой главой «Евгения Онегина», он сомневался_ пропустит ли цензура роман.
3) Цель всех пояснений, которые может сделать по поводу художественного произведения любой специалист_ объяснить читателю смысл и значение творения, сделать его понятным.
4) В ближайшие годы ожидают определенного изменения в движении потоков зарубежных инвестиций_ приоритет будет отдаваться десяти–тринадцати регионам.
5) Итак, можно утверждать_ аудит – это не только профессия, но и образ жизни.
33. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
1) В экономической науке широко известны ставшие классическими три фактора производства, а именно_ земля, труд, капитал.
2) Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы, то есть_ с нарушением системного подхода к реформированию.
3) Экономические выводы, прогнозы, планы, программы нельзя строить с той степенью уверенности, с какой предсказывают это естественные науки, то есть_ физика, химия, биология.
4) Работниками малых предприятий создается, например_ половина стоимости автомобилей, которые выпускает фирма «Тойота».
5) В этом городе существует несколько объединений предпринимателей и промышленников, например_ Ассоциация предприятий мелкого и среднего бизнеса.
34. Отметьте номера предложений, где на месте пропуска перед словом как ставится запятая.
1) Ликвидация предприятия-должника бывает_ как добровольной, так и принудительной.
2) Создателем теории «длинных волн» был не кто иной_ как Н.Д. Кондратьев.
3) Выпуск золотой монеты_ как мелкой, так и крупной, постепенно увеличивался.
4) Столь ясные перспективы университетской карьеры Н.Д. Кондратьева были изменены историей, так_ как срок его аспирантуры истек в январе 1917 года.
5) В состав любого арбитражного суда входят следующие лица_ как то: председатель, заместитель председателя, председатели коллегий и судьи – члены арбитражного суда.
35. Отметьте номера предложений, где на месте пропуска ставятся запятые.
1) Как сообщают утренние газеты_ завтра открывается заседание стран Европейского содружества.
2) Сегодня небо_ как море.
3) Город, кажется, сдерживает свое дыхание и биение пульса_ как живое существо.
4) Странно говорить о Екатерине II_ как об иностранке, как о немке на русском престоле.
5) Екатерина позволяла себе веселье_ как награду после трудов.
36. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска перед союзом И ставится запятая.
1) Некоторые брокерские фирмы пришли на отечественные биржи, уже имея определенную специализацию_ и опыт внешнего сотрудничества, и навыки внешнеэкономической деятельности.
2) Слабой стороной российского брокерства является отсутствие знаний как в области маркетинга, так и в области менеджмента_ и в области законодательства, и в области рыночной экономики.
3) Прямой налог – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических_ и физических лиц.
4) Источником для проведения валютной интервенции могут быть как внешние займы, так и кредиты_ и внутреннее перераспределение находящейся в стране валюты.
5) Бесконечно можно говорить о том, какой порядок навела Екатерина II_ и в законодательстве, и в административной системе.
37. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.
1) К орудиям труда относятся и станок, и лопата_ и отвертка, и авторучка.
2) Собственность есть одновременно экономическое_ и юридическое понятие.
3) Деньги в виде монет составляют лишь несколько процентов общей денежной массы и в России_ и в других странах.
4) Взгляды Аристотеля были одобрены и христианской церковью_ и веками считались истиной в последней инстанции.
5) Роберт Оуэн был в своей жизни_ и владельцем фабрики, и основателем земледельческих коммун в США, и главой кооперативного движения в Великобритании, и организатором профсоюзного движения.
1. (1,4) 2. (3,4) 3. (2,3) 4. (3,5) 5. (1,3)
38. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
1) К концу восьмидесятых годов был значительно расширен ассортимент товаров_1_ выпускаемых компанией_2_ которая_3_ как сказано в отчете_4_ стала выпускать_5_ и часы, и принтеры, и телевизоры.
39. Найдите правильный вариант расстановки знаков препинания.
1) Первый предвестник приближающейся осени – еще не холодный, не резкий, но уже упорный не сдающийся ветер – шумел вершинами темных шуршавших отяжелевшими листьями деревьев.
2) Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и жизнерадостным.
3) Екатерина II была царицей, которая, с одной стороны, исповедовала идеи равенства и братства, а с другой мирилась с существованием в своей стране рабства.
4) Уважение к человеку, независимо от того, какое положение в обществе он занимает – вот что проповедовалось тогда.
5) Натуральное хозяйство – такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ осуществляется для внутреннего потребления, то есть для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.
40. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
Ясно_1_ что_2_ если обращаться к древним источникам_3_ следует_4_в первую очередь_5_ изучить денежные системы этих периодов.
41. Найдите правильный вариант расстановки знаков препинания.
1) Нам, экономистам, ясно одно: эта тема интересна как студенту-первокурснику, так и теоретикам и банкирам-практикам, и рядовым гражданам, порой размышляющим над тем, куда поместить свои сбережения.
2) Денежные единицы, как то: марки, франки, рубли, имевшие хождение в разных странах, были разменны на золото.
3) После захвата Мексики, в Испанию хлынул поток золота, которое, несмотря на интересы торговых партнеров, испанское правительство запретило вывозить.
4) В России, как известно, металлическая теория имела не только академических сторонников, но и горячих почитателей, и удачное практическое применение.
5) Между тем в России конца XIX века выдвигались предложения если не о кардинальном, то о весьма существенном изменении масштаба цен.
42. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
Вексель_1_ как ценная бумага_2_ возникает позже, в XII веке_3_ и_4_ имеющий хождение в сфере международных расчетов_5_ распространяется во внутреннем товарообороте стран.
43. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
Предприятия сегодня_1_ в эпоху приватизации_2_ часто экономят на страховании_3_ игнорируя_4_ которое_5_ они еще очень рискуют.
44. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
Столь распрстраненная_1_ кредитная карточка – платежный документ_2_ используя который_3_ потребитель может оплачивать услуги_4_ и товары_5_ и получать наличные деньги.
1. (2) 2. (2, 5) 3. (1, 2, 3) 4. (2, 3) 5. (4, 5)
45. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
Во-первых_1_ ориентированную на внутренний рынок промышленность_2_ можно_3_ и должно развивать_4_ и делать это надо_5_ с целью сохранения среднего класса.
ЧАСТЬ III
Культура речи (задания 46–50)
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.
46. 1) Благодаря непогоде урожай пшеницы погиб.
2) Благодаря своевременного вмешательства специалистов план уничтожения памятников архитектуры был отвергнут.
3) На новой работе мне было легко благодаря умению быстро устанавливать контакт с людьми.
4) Он вовремя предостерег об опасности.
5) Прошу предоставить мне отпуск согласно срокам, указанным в заявлении.
1. (1, 3, 5) 2. (3, 4, 5) 3. (1, 2, 4) 4. (1, 2, 3) 5. (2, 3, 5)
47. 1) В дождливую погоду надо надевать плащ.
2) Спасибо вам за то, что вы сейчас вселили нам надежду.
3) Начатые в нашей стране реформы затронули все сферы жизни.
4) Лекции были не только прочитаны в институте, но и в колледже.
5) Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы.
1. (1,3,5) 2. (1,4,5) 3. (2,3,4) 4. (2,3,5) 5. (2,4,5)
48. 1) Сердито гудят волны; мрачные ели качают вершинами.
2) Мы были ошеломлены: на арене цирка – настоящее кенгуру!
3) Живописный Балатон является гордостью венгров.
4) При более пристальном рассмотрении оказалось, что молодой дуб более выше, чем растущий на опушке ясень.
5) Я надел пальто, шарф и вышел в промозглую, сырую ночь.
49. 1) Суровым испытанием на прочность стала для нашего государства Великая Отечественная война.
2) Естественный для человека инстинкт самосохранения заставляет его приспосабливаться к условиям жизни.
3) Русский человек всегда метается в поисках счастья.
4) Нельзя не признать, что роль личности в истории очень велика, но я думаю, что надо отметить и влияние истории на развитие личности.
5) Итогом бомбардировок Югославии стало бегство 150 тысяч жителей из своих домов, опасаясь новых воздушных ударов.
50. 1) В экономически и политически стабильном обществе редки случаи проявления жестокости.
2) Во все периоды истории человечества жестокости противостояло милосердие.
3) Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией.
4) Это не значит, что человек, реализуя наделенные ему права и свободы, не должен подчиняться закону.
5) Обогащаясь и покупая дворянские усадьбы, капиталисты начинали вести себя не хуже матерых дворян.